Вальдорфские Куклы


Вальдорфская кукла — первая в истории развития кукол особая педагогическая кукла, специально разработанная педагогами вальдорфской школы для вальдорфских детских садов и школ. Источником создания вальдорфской куклы и других вальдорфских игрушек являются народные тряпичные куклы и исследования в области педагогики на основе антропософского учения о человеке.  
Вальдорфская педагогика основывается на антропософии - социальном, религиозно-мистическом учении австрийского философа, эзотерика и социального инженера Рудольфа Штайнера. Иногда вальдорфских кукол называют также «штайнер-куклы» по имени основателя вальдорфской школы Рудольфа Штайнера.
Основной идеей Вальдорфской педагогики является полный отказ от стандартов и формальных подходов к воспитанию и обучению детей, концентрация внимания педагогов на индивидуальных особенностях и сильных сторонах каждого ребенка. Рукоделие и создание игрушек своими руками, являются одной из важнейших практик в Штайнеровском учении. Вальдорфские школы являются истинно общеобразовательными и принципиально отрицают идею любой массовой профессиональной и социальной специализации в школьном возрасте. В Штайнеровской педагогике отсутствует понятие оценок и сравнения знаний разных детей между собой, ребенок прогрессирует исключительно в сравнении с самим собой. 

Первая официальная Вальдорфская школа появилась в 1919 году, положив начало активному развитию Штайнеровского педагогического движения по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более 1500 Вальдорфских учебных заведений в 60 странах мира.

Создание вальдорфских игрушек изначально ориентировано не на коммерческие цели, а на создание особой педагогической среды ребёнка, гармонично влияющей на его развитие.
Вальдорфские куклы и животные созданы на основе народных европейских текстильных игрушек. Куклы Штайнера являются упрощенными моделями настоящих людей и животных без излишней детализации. Тела кукол пропорциональны в зависимости от возраста, который имитирует конкретная кукла, то есть кукла, младенец имеет пропорции схожие с младенцем, кукла взрослого пропорциональна фигуре взрослого человека. Вальдорфские животные, напоминают реальных животных, позволяя ребенку в процессе игры знакомиться с базовой анатомией разных живых существ их отличиями от людей.

Каждая Вальдорфская кукла уникальна, поскольку создается для каждого конкретного ребенка в соответствии с его персональными особенностями, внешностью, характером и темпераментом. По мере роста ребенка, усложняется и создаваемая для него и с его участием кукла. 




Материалы и пропорции.

Традиционно вальдорфские куклы изготавливаются только из натуральных материалов: хлопковый трикотаж, овечья шерсть, для одежды — хлопковые, льняные, шерстяные ткани, для волос — хлопковая или шерстяная пряжа. Куклы изготавливаются мастерицами и детьми вручную, по особой технологии, чаще без использования швейной машины.

Тело куклы особым образом пропорционально — куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых (например, в кукольных спектаклях, — сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Таким образом, играя с ними, ребёнок воспроизводит не искаженную картину мира. (С этой же целью, вальдорфские игрушки, изображающие животных, условно изображают настоящих животных, не искажая пропорции и цвета).


Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот — небольшим полумесяцем. При этом лицо прорабатывается тоже в соответствии с возрастом ребёнка, которому кукла предназначена: для простых кукол — это просто гладкий шар, без прорисовки лица (кукла безлика, чем близка к народной); для более «взрослых» лицо рельефно — глаза в углублении, носик выступает. Могут даже прорабатываться носогубные складки и подбородок. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.

При выборе игрушки для конкретного ребёнка учитывается его возраст, телосложение, темперамент. Это сообразно и с педагогической, и с практической точки зрения.


 Типы кукол

Кукол можно условно разделить на группы по характеру игры, свойственной разным возрастам, — манипулятивной, сюжетной, сюжетно-ролевой и степени сформированности образа человека, который хорошо проявляется в детских рисунках:

1.С рождения до 2,5-3лет: куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки, куклы из ниток. Простые, мягкие куклы из фланели или трикотажа нежных пастельных тонов, с выделенной в виде шара головой и подвижными ручками-ножками («головоноги»). Вместо волос на голове колпачки с длинными хвостиками, эти куклы безлики.




2.От 2,5-3 до 4,5-5 лет: куклы с одетым телом, оформленными ручками и возможно рельефной головой с вышитыми глазами и ртом. Это очень разные по форме куклы — тело может быть плотным или мягким, худеньким, толстеньким, с раздельными ножками или как в конверте (куколка для сна), с выделенными ступнями или без, в шапочке или с проработанными волосиками — все зависит от возраста ребёнка, усложнение форм идет по мере взросления. Такой кукле можно сшить снимаемую одежку, если ребёнок уже умеет её снимать-надевать. Набивка должна позволять сажать куклу, двигать ручками. Размер кукол различный, вплоть до карманных куколок, которых удобно брать на прогулку или использовать для кукольных спектаклей. Длина волос небольшая — ведь у детей такого возраста ещё короткие волосы.



3.5,5 лет и старше: кукла с оформленными ручками и ножками, с большим пальцем на руке, ступнями, рельефной головой с вышитыми глазами и ртом, возможен выступающий носик. Волосы могут быть проработаны, можно заплетать, расчёсывать. Одежда шьется отдельно, может содержать мелкие детали (пуговки, крючки), требующие ловкости от ребёнка. Подрастая, дети могут самостоятельно шить одежду для этой куклы.




Каждая Вальдорфская кукла неповторима, как и ее обладатель, несмотря на то, что игрушки делаются по единому базовому принципу, выкройки в классической Штайнеровской школе не копируются, а создаются индивидуально, для каждой новой куклы. Пластичность и податливость, являются неотъемлемыми чертами Вальдорфских игрушек, развивая мелкую моторику ребенка, позволяя ему моделировать с помощью куклы физические позы и эмоциональные реакции настоящих людей. Куклы лишены излишних анатомических деталей, они ничего не навязывает ребенку, а напротив, стимулируют воображения и дают пространство для его фантазии.

Комментарии

Популярные сообщения